Жизнь

Сотрудница Фонда "Алтай-21 век" о вырубке лесов: "Ситуация, в которой оказались жители Турочака, напоминает театр абсурда вместе с лабиринтом"

На сайте организации "Фонд "Алтай-21 век" опубликована статья Софьи Белокуровой о происходящем с лесами в районе села Турочак.

Софья Белокурова,
сотрудница Фонда "Алтай-21 век":

Когда автору этих строк показали изуродованную проплешину в лесу недалеко от села Турочак, материал стал в голове складываться очень легко: понятна проблема, прогнозируем финал истории. Единственное, что никак не вмещалось в общую схему новостной заметки, это слово – самое главное, которым одним можно было бы обрисовать всю драму. "Хамство", "надругательство" - близко, но неточно. "Мародерство". Пожалуй, точнее и не скажешь... А ужас в том, что мародерство в нашей стране уже давно укоренилось при попустительстве власти.

Ведь кто такой мародер? Человек, потерявший остатки совести, укрытый – чем угодно! – темнотой, ситуационным хаосом, статусом победителя, или же статусом высокопоставленного чиновника, который прячет за пазуху то, что плохо лежит, наживаясь на чужой беде. И там, около Турочака, мародеры, действительно, делали, что хотели.

Турочакский район – самый лесной во всей лесной Республике Алтай. Лес прекрасен и богат, но там, где есть богатство, обязательно заводятся желающие им завладеть. История проста: село Турочак, и без того не маленькое, нуждается в расширении, как минимум на 800 участков. По словам инспекторов Россельхознадзора, возможности для расширения есть, это можно сделать довольно безболезненно. Но администрация района (не будем называть имен, отнесемся к ним как к классу) пошла по пути наибольшего сопротивления: "выкосила" кусок прилегающего к селу леса, и объявила: "Заселяйтесь". И, кстати, совсем не удивительно, что вместо благодарности от жителей инициатива администрации получила гневное порицание.

Почему? Ну, во-первых, людям было предложено обживать пустошь, с невыкорчеванными пнями, поваленными и исковерканными стволами и молоденькой нехвойной порослью. Вы – городской житель и вам непонятна суть проблемы? Представьте, что вам в качестве места для заселения предложили котлован. В такой же ситуации оказались и турочакцы. Лесоповал, к которому никто даже и не думал подводить коммуникации и который никто и не думает убирать (а это принципиальная позиция администрации района) – выглядит как издевательство.

Во-вторых, куда делся лес? Нет, вопрос, конечно, глупый: как это "куда"? Лес – это ресурс, ресурс продан. В среднем кубометр хорошего леса (сосны) стоит около 2000 рублей, а возле Турочака вывезена не одна тысяча этих кубометров. Лес муниципальный, не частный. Неужели трудно на деньги от продажи леса привести в порядок территорию, - задаются вопросом жители. Нет, не трудно, но делать никто ничего не будет. Почему? Вопрос в воздух.

В-третьих, созданный администрацией лесоповал изобилует сухими ветками, сухой рыжей хвоей и прочими неформатными остатками лесозаготовки, которые никак не входят в те драгоценные кубометры хорошего леса, пригодные для продажи. А с учетом того, что это лето выдалось крайне жарким (в Турочаке полтора месяца дневные температуры не опускались ниже +38°, и практически не было дождей), достаточно было одной случайной искры, единственного неосторожного окурка, чтобы запылал не только Турочак, но и близлежащие горы. И одной горячей точкой на карте лесных пожаров России стало бы больше. Вовремя начались дожди! Неужели трудно было позаботиться о пожарной безопасности, опять-таки задаются вопросом жители Турочака. Нет, не трудно. Но все останется так, как было. Почему? Вопрос в воздух: мародер просто тащит, и не думает о том, что остается после его ухода. И ему все равно за счет кого или чего богатеть: людей – своих земляков, ценнейших ресурсов, которые принадлежат всем. Во всяком случае, так должно быть.

Хотя, конечно, лес для местных жителей – не только ресурс. Из высказываний вроде "А сколько грибов здесь было!", "Кто им разрешал рубить? Они его сажали?" остро чувствуется глубоко личное отношение к израненному лесу: как к родному. И действия чиновников-мародеров окрашиваются в совсем другие краски: они не просто украли, они пришли в дом как враги, которые входят в захваченную деревню и жгут избы, режут скот, просто чтобы навредить, просто потому, что они – победители.

Кстати, сами турочакцы утверждают, что их ситуация – еще ничего. В других селах района чиновники безнаказанно межуют землю и рубят в водоохранной зоне р. Бия. Например, в с. Тондошка. Что это значит? Что сначала воду из Бии нельзя будет пить, а потом и водный режим реки изменится до экологического бедствия.
Одним словом, нет такого села в Турочакском районе, где не стояла бы проблема сохранения леса от все возрастающих аппетитов чиновников.

Ситуация, в которой оказались жители Турочака, напоминает театр абсурда вместе с лабиринтом. Есть стойкое ощущение совершенного беззакония, но, даже зная в лицо и пофамильно всех, кто запускал руки в турочакский лес, никого нельзя наказать: по ныне действующему законодательству и лесному кодексу вырубка леса не является правонарушением в данном конкретном случае.

Понятно, что любые телодвижения местного населения - сходы, обращения в различные инстанции воздействуют на систему не больше, чем комариные укусы на слона. Есть в этом безысходность, и не удивительно, что руки опускаются сами собой. Но, как известно, один комар, даже самый злой, из леса не выгонит. Таких комаров должна быть туч...

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость