Что значит смерть близкого
Потеря близкого — всегда травмирующий и болезненный опыт. Потому, подчеркивает специалист, причина смерти родного человека не принципиальна.
Евгения Канина,
семейный психолог:
Человек горюет не из-за самого факта смерти того, кто ему дорог. А из-за того, что этого родственника или друга больше никогда не будет рядом. Значит не будет и будущего с ним.
В этом случае не важно, от чего он умер. К тому же, несмотря на то, что все мы головой понимаем, что люди рождаются и умирают ежедневно, табуированность темы смерти в нашем обществе делает процесс переживания утраты еще более тяжелым.
Что касается смерти близкого именно от коронавируса, в этой ситуации для некоторых людей может быть особенно сложно пережить похороны.
Ведь попрощаться, глядя на человека, нельзя. Поскольку умерших от коронавируса хоронят в закрытом гробу.
Тогда, советует психолог, нужно держать в голове наиболее ценный для вас образ покойного. То, каким хочется запомнить его навсегда.
Как правильно помочь
Несмотря на то, что в психологии обозначены стадии переживания утраты, каждый человек проживает горе по-своему.
Кому-то хочется уехать подальше из города и побыть в одиночестве, кто-то чувствует потребность в беседах об умершем, а кому-то становится легче, если «выплакать» потерю. Стандартной схемы нет.
Главное — не запрещать себе испытывать те эмоции, которые есть на данный момент. Помощь окружающим, настаивает эксперт, должна быть конкретной. Выраженной в действиях, а не в словах. И дежурные «Держись», «Крепись», «Я с тобой» тут совсем не к месту.
Евгения Канина,
семейный психолог:
Люди говорят эти обыденные фразы лишь потому, что сами испытывают страх смерти. Боятся, что трагедия настигнет и их. Но по-хорошему поддержка должна быть конкретной. Нужно говорить не «Обращайся, если что», а «Давай я тебе помогу. Что нужно сделать?».
И дальше предложение: заказать цветы, сделать покупки, постирать, приготовить и так далее. Или вообще просто сидеть рядом и молчать, если человеку так легче переносить горе. Помощью может стать что угодно, но обязательно действие. А не «отписка» в духе: «Я помогу тебе — только скажи».
Еще важно понимать, что навязывать человеку в состоянии горя свой «шаблон переживаний» неправильно. «Если вам не хотелось бы, потеряв близкого, разговаривать о нем, это не значит, что говорить в таком состоянии не хочется никому. Для кого-то лекарством может стать то, что вы считаете ядом. И наоборот», - уточняет спикер.
О психологе
Евгения Канина — семейный психолог, практикующий с 2012 года. Окончила Алтайский государственный университет по специальности «Психология личности».
Также несколько курсов повышения квалификации по нейропсихологии, перинатальной психологии, сексологии и другим профессиональным областям. Автор нескольких профильных проектов и вебинаров.
Свое обращение в рубрику «Совет психолога» можно составить на нашем сайте, заглянув в любой из материалов. В конце каждой публикации для читателей работает активная ссылка «Задать вопрос». Нажав на нее, читатель попадет в вопросную форму, которую нужно заполнить и направить в адрес редакции. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале