Экономика

Рубцовск – зона кризиса?

Продано на торгах градообразующее предприятие Рубцовска «Алттрак». Город опасается начала масштабных сокращений. Как спасти Рубцовск? Что нужно сделать, чтобы в этом городе началось экономическое оживление?

Александр Стороженко , председатель общественного совета по развитию предпринимательства при главе администрации Рубцовска и городском совете:

Гибнет промышленность, а не весь город

– Спасать Рубцовск не надо, он не гибнет. Да, промышленные предприятия давно в состоянии банкротства, практически не работают. Однако не только крупные предприятия влияют на развитие Рубцовска, как это может показаться со стороны. Хотя с ними было бы, конечно, лучше. В марте была принята программа развития города на 2008–2017 годы. В основном она направлена на реанимацию промышленности, и эти моменты, по моему мнению, придется корректировать.

Кроме промышленных предприятий, в городе есть малый и средний бизнес. В программе развития города ему также уделено внимание, но конкретной пользы мы пока на себе не ощущаем. В первую очередь нужно помочь бизнесу решить проблемы, связанные с земельными и имущественными отношениями, административными барьерами. Между бизнесом и банками уже заключено соглашение о льготном кредитовании, оно работает и приносит положительные результаты. Если помогать бизнесу расти, то он будет давать в бюджет не 25, а 50% средств. Нынешняя администрация нормально реагирует на критику и готова нас выслушивать.

Рубцовск нуждается в содействии при подготовке кадров для предприятий промышленности, малого бизнеса и сферы ЖКХ. К примеру, нужны рабочие специалисты на металлозаводе, управляющие компании не знают, где взять квалифицированных слесарей. Неплохо сейчас идут дела у «Инсайдера», завода запчастей, «Алтайтрансмашсервиса».

Давно обсуждается такое направление развития, как создание в Рубцовске приграничного центра. Такой центр – это однозначный плюс. Однако нет еще четкой приемлемой для всех сторон концепции центра. Одни согласны на создание всего лишь перевалочной базы для транспорта и грузов. Другие говорят, что функции центра должны быть шире. Конкретных действий пока нет, но приграничный центр Рубцовску нужен.

Виктор Толстов , председатель совета директоров «Сибагромаш», заслуженный машиностроитель РФ, доктор экономических наук, профессор :

Имидж подпорчен тюрьмами

– Рубцовск давно надо спасать. Он всегда был проблемным городом, а сейчас проблемы все обостряются и обостряются. И скоро наступит момент, когда обострение будет безвозвратным. Краевые власти в городе почти не показываются, потому что не знают, что с ним делать. Стратегией Рубцовска необходимо заниматься, ведь все другие города края уже определились с направлениями своего развития. Сегодня говорят о Бийске, Белокурихе, Заринске, а о Рубцовске – ничего, тишина.

Понятно, что восстановить сельхозмашиностроение в прежнем объеме не удастся. Много потеряно времени, утрачены рынки, мало осталось кадров. В таком «ужатом» состоянии можно организовать еще кое-что, например, сборочное производство с какой-нибудь иностранной компанией. Просто никто вслух не хочет сказать, что тракторного завода нет. И все с этой папочкой по трактору Т-250 носятся и тем обманывают рубцовчан, дают им пустые надежды. Репутация продукции АТЗ уже подмочена, и завод уже, как прежде, работать не будет.

Во-вторых, вокруг Рубцовска расположены хорошие районы. Поэтому в городе все-таки надо развивать переработку сельхозпродукции, это перспективно. В-третьих, надо использовать удобное географическое расположение города. Есть автомобильные и железная дороги, пограничный переход. Промышленность упала, но осталось много складов с подъездными путями, есть социальная инфраструктура – гостиницы и кафе. Все это надо использовать и развивать связи с республиками Средней Азии и Китаем. Возможно, это и сельхозмашино­строению бы помогло.

Имидж города сильно подпорчен тюрьмами, постепенно нужно их куда-то переводить. Из-за этого тоже население при первой возможности стремится уехать отсюда. Очень сильно не хватает специалистов: организаторов производства, токарей и слесарей для механосборочных работ. Молодежь, к сожалению, хочет быть поварами, парикмахерами.

Валерий Мищенко , кандидат экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и управления АлтГУ:

Не тракторы, а комбикорма

– Сохранение тракторосборочного производства в России – это вопрос принципиальный. В 2007 году восемь заводов по всей стране собрали 17 тысяч тракторов. По официальным данным, автомобилей за это же время в России было собрано 1,6 млн. По неофициальным данным, 3 млн. То есть на один трактор приходится 100–200 автомобилей. Автомобилесборочные предприятия в России сегодня относятся к более высокому, пятому-шестому, технологическому укладу. Тракторосборочные – к третьему-четвертому, этот уклад устарел, его нужно менять. Если в советское время «Алттрак» собирал трактора от и до, то теперь для него лучший выход – в том, чтобы выпускать одну деталь или группу деталей, допустим, по заказу крупных компаний – ЧТЗ или КамАЗа, который собирается заняться сборкой тракторов. Так делает, к примеру, АЗПИ – они сосредоточились на выпуске форсунки, делают ее на уровне мировых стандартов, и все заводом гордятся. На базе «Алт­трака» можно организовать и сборочное производство, но для этого нужны крупные вложения.

Кроме того, нужно понимать, что гусеничная техника сегодня востребована в меньшей степени, чем колесная. Если «Алт­трак» выживет, то ему нужно будет перестроиться на выпуск тракторов на колесном ходу.

Сейчас в Рубцовске роль градообразующих выполняют два предприятия переработки – «Мельник» и «Вимм-Билль-Данн», а раньше ими были пять предприятий сельхозмашино­строения. Считаю, что в Рубцовске нужно развивать переработку сельхозпродукции, например, наладить производство комбикормов.

Все тракторные заводы находятся в столицах российских регионов. И если однажды в стране будет создана госкорпорация по развитию сельхозмашино­строения, то Рубцовск не сможет соперничать с другими заводами за федеральные инвестиции. Поэтому в отношении Рубцовска властям нужно принимать нестандартные меры. Например, добиться изменения законодательства, чтобы объединить муниципальную и региональные власти, сделав вице-губернатора мэром Рубцовска. Или объявить город кризисной зоной и ввести для него особые условия – допустим, освободить промышленность от налогов, добиться льготного тарифа на электроэнергию. Россия еще долго будет добывать подземные ресурсы, поэтому, может быть, стоит организовать в Рубцовске производство оборудования для горнодобывающей промышленности, продавая его Казахстану и Кузбассу. Есть все шансы создать приграничный деловой, торговый, логистический центр. Но для этого нужно открыть Рубцовск для частного капитала, пропиарить его перед возможными инвесторами.

Василий Левшин , директор МУП «Расчетно-кассовый центр» (Рубцовск):

Тяжелый город, но не безнадежный

– Я родился и вырос в Рубцовске, хотел бы жить здесь дальше и видеть, как он развивается. Но сегодня город нужно спасать. Крупные предприятия переживают тяжелые времена, уезжает молодежь, проблемы с теплоснабжением и т. д.

Я 25 лет проработал на тракторном заводе, ушел оттуда в должности директора блока по управлению имуществом и налоговым платежам, все заводские проблемы знаю изнутри. Сельскохозяйственный трактор, который выпускал «Алттрак», безнадежно устарел. А вот трелевочный трактор для лесной промышленности, который, кроме «Алттрака», в России делает только один завод, – это тот трактор, который реально может спасти предприятие. По этому виду техники у «Ал­ттрака» никогда не было конкурентов. Если выпускать по 50–60 машин в месяц, наладить сбыт, это бы вдохнуло жизнь в завод. Наши традиционные рынки – Дальний Восток, Иркутск, Хабаровск, Красноярск.

Но сегодня спасти завод – уже не значит спасти город. В 1992 году на «Алттраке» работали более 19 тысяч человек, сегодня – 3,5 тысячи. Чтобы Рубцовск нормально жил и развивался, нужно навести порядок в теплоснабжении, развивать строительство, использовать возможности Рубцовска как приграничного города. Но на все это в городской казне нет денег. Отчасти из-за того, что у того же «Алттрака» огромные долги по налогам.

В решении этих проблем краевая власть могла бы принять более активное участие. Нужна четкая целевая программа с выделением денежных средств. Взять ситуацию с дорогами: губернатор выделил деньги, их отремонтировали. Людям приятно, все довольны – одна проблема ушла. Рубцовск – проблемный город, тяжелый, но не безнадежный.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость