Жизнь

Что мы умеем делать руками?

В канун Праздника Труда мы поинтересовались у читателей: что в России умеют хорошо делать руками, кроме автомата Калашникова и космических кораблей? И почему этот список так скромен?

Ольга Воронкова, директор Алтайского маслосырозавода (село Алтайское):

Потому что плохо готовим кадры?

– Насколько мне известно, на Алтае делают хорошие вагоны. И, конечно, сыр. В совет­ское время на сыроделие денег не жалели, очень многое для отрасли сделал профессор Граников, разработавший сорт сыра «Советский» по аналогии со знаменитым «Швейцар­ским». Так что в сыроделии у нас прекрасные традиции, к тому же подходящий климат, богатое разнотравье и высококачественное молоко. Сыр, а также пшеница и мука – это те алтайские продукты, которые завоевали свое место на российском рынке. На Алтае делают также хорошие макароны и водку, так как исходное сырье для нее – зерно и вода – высококачественное.

А вот некоторые продукты питания для внутреннего массового потребления делают плохо. Отчасти это зависит от предпринимаемых мер по сдерживанию цен на продукты.

Мы не всегда правильно можем организовать производство с самого начала. Многим производствам нужна модернизация. Но с такими затратами на модернизацию держать уровень качества все труднее. Сейчас литр молока-сырья стоит в два раза дешевле литра дизтоплива.

На Алтае плохо готовят кадры для предприятий переработки, рабочих специальностей. К нам приходят выпускники техникумов и училищ, которые не умеют делать буквально ничего. Необходимо, чтобы половина времени их учебы была посвящена теории и половина – практике. Возможно, что даже в училища и техникумы нужно принимать не всех подряд, а устраивать строгий отбор, иначе средние и начальные профессиональные учебные заведения так и будут работать на биржу труда.

Но хуже всего в Алтайском крае делают дороги. Проблема в том, что дорожники на ремонт дорог тратят не собственные заработанные деньги, а бюджетные, поэтому им их не жалко. Вот и ремонтируют дороги кое-как. Чем больше будет их смета, тем неэффективнее они потратят деньги. Свежий пример: едем мы недавно из Алтайского в Барнаул и наблюдаем, как дорожники красят дорожное ограждение. Сначала выкрасили белой краской, а потом поверх белой нанесли полосы черной краской. Если взять всю трассу от Барнаула до Бийска, то это же сколько белой краски они перевели просто так?

Сергей Локтев, первый вице-губернатор:

У нас много способных и конкурентных

– Мы можем производить конкурентоспособную продукцию. Возьмем одно из направлений – продукты питания. Это зерноперерабатывающие предприятия: рубцовский «Мельник», «Алейск­зер­но­продукт» им. С. Н. Старовойтова, «Ключевский элеватор», предприятие по производству подсолнечного нерафинированного масла «АгроСибРаздолье». Молочная продукция – «Вимм-Билль-Данн», «Барнаульский молочный комбинат», «Карагужин­ский маслосырозавод», «Третьяковский маслосырозавод», мясопереработка – «Рубцовский мясокомбинат»… Я считаю, эти предприятия способны производить конкурентные на мировом рынке продукты.

Еще одно направление – медицинская отрасль: «Алтайвитамины», «Эвалар», «Востоквит». Предполагается на базе этих предприятий организовать фармацевтический кластер. Медицинские препараты, которые производят эти предприятия, востребованы как на российском рынке, так и за рубежом.

Далее – производство кокса. Продукция «Алтай-Кокса» востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Еще одно успешное предприятие – «Алтайвагон». Буквально две недели назад была открыта линия крупного вагонного литья в Рубцовске, единственная в России. Это предприятие будет производить литье по современным технологиям. Проектная мощность линии позволяет не только полностью покрыть потребности головного предприятия в комплектующих, но и реализовать литье другим вагоностроительным предприятиям – на Урал, в европейскую часть страны. Это та конкурентная продукция, которая, думаю, сможет выйти на зарубежный рынок.

Если говорить о горно-рудной промышленности, это еще одна наша перспектива. Компания УГМК, занимающаяся этим направлением, осуществляет поставки во многие страны мира. Не имеет конкурентов в производстве природного сульфата натрия «Кучуксульфат», причем не только в России, но и в мире. Высоким спросом пользуется продукция Алтай­ского завода прецизионных изделий, поставляющаяся на сборочный конвейер концерна Volkswagen, а также продукция наших оборонных предприятий: Алтайского приборостроительного завода «Ротор», Барнаульского станкостроительного завода.

На сегодняшний день разработан проект высокопроизводительного трактора тягового класса 5–6 тонн силы взамен устаревшей модели сельхозтрактора Т-4А. Оценочная потребность в тракторах данного класса в России составляет порядка шести тысяч штук в год. Надо перестроить производство с тем, чтобы выпускать на «Алттраке» именно их. И сейчас мы в этом направлении работаем с собственниками. Пока здесь есть проблема. Известна сложная ситуация на «Алттраке», и это следствие того, что своевременно собственники не перестроили предприятие, не смогли организовать выпуск нового трактора.

Анатолий Квин, инженер, бывший научный сотрудник Алтайского научно-исследовательского института технологии машиностроения:

«Горят» организация и управление

– Дело не в том, что мы не умеем работать, проблема в организации труда – она у нас «горит» испокон века. Организация плоха тем, что нет ответственности. И когда бьют себя в грудь и говорят: «Я за все отвечаю!» – это ничего не значит. Отвечать можно либо карманом, либо имуществом. Я считаю: допустил ошибки, халатность, ущерб нанес – должна быть конфискация имущества в любом случае независимо от решения судьи. И я готов даже дальше пойти – отвечать надо имуществом семьи.

Второе – управление. Только один у нас был руководитель – Валентин Павлов, премьер-министр СССР, который это понимал. Он говорил, что рабочие работают и много, и тяжело, а «горит» управление. Управления ведь толкового у нас в стране никогда не было, а сейчас правительство вообще заняло странную позицию – все только переписыванием бумажек занимаются. Я вот прочитал, что на котельном заводе третий корпус собираются заваливать, а на его месте новый строить. Не верю, их и в советское время не особенно охотно строили… Вот и получается, что от самого низшего звена, от человека труда, в России мало что зависит.

Те же самые проблемы с управлением и организацией возникли, когда стали формировать фермерское движение. Фермеру ведь ничего, кроме плуга, не дали. А он что, лопатой должен землю поднимать?.. У нас сильно идеализируют рынок. Считают его саморегулируемым. Но как только он начинает сам себя регулировать, так сразу и убивает высокими ценами.

Все-таки, я думаю, в совет­ское время работать было лучше, интересней. Особенно в горбачевское время, когда у нас, например, заработная плата стала зависеть от объема выполненных работ. Это и надо было сделать советской власти изначально – зарплату по результату и позволить развивать малый и средний бизнес. Это не нарушило бы никаких идеологических принципов, а результат был бы лучше.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость